• 21
  • 77
  • 3
  • 50
  • 13
  • 9

Бразилия

Brazil

Страшная сказка. Антиутопия. Притча. Гиллиам рассказал о свободе, которая не имеет определения и цены.

Фильм в жанрах «драма», «комедия», продолжительностью 2 часа 12 минут, снятый в 1985 году в Великобритании на английском языке

Бразилия

Поделитесь ссылкой

Фильм на Кинопоиске

Сэм Лаури вполне доволен своей жизнью, он предпочитает работу мелкого клерка и согласен мириться с необустроенным собственным бытом вопреки воле матери, входящей в элиту системы. Но внезапно он встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу.

Сэм Лаури вполне доволен своей жизнью, он предпочитает работу мелкого клерка и согласен мириться с необустроенным собственным бытом вопреки воле матери, входящей в элиту системы. Но внезапно он встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу.

свернуть

Фильм в Википедии

«Брази́лия» (англ. Brazil) — кинофильм-антиутопия режиссёра Терри Гиллиама, вышедшая на экраны в 1985 году.

Сюжет

Сюжет фильма разворачивается где-то в XX веке в антиутопической Великобритании (об этом можно узнать если взглянуть на один из документов, показанных крупным планом), общество которой сковала тотальная бюрократия.

Главный герой Сэм Лаури ...

узнать больше

«Брази́лия» (англ. Brazil) — кинофильм-антиутопия режиссёра Терри Гиллиама, вышедшая на экраны в 1985 году.

Сюжет

Сюжет фильма разворачивается где-то в XX веке в антиутопической Великобритании (об этом можно узнать если взглянуть на один из документов, показанных крупным планом), общество которой сковала тотальная бюрократия.

Главный герой Сэм Лаури вполне доволен своей жизнью, он предпочитает работу мелкого клерка и согласен мириться с необустроенным собственным бытом. Но внезапно он встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу. Он выясняет ее имя — Джил Лейтон, она постоянно отправляет жалобы в отдел информационных исправлений на ошибочный арест ее соседа — Арчибальда Баттла, которого перепутали с Гарри Таттлом (Роберт Де Ниро) и осудили за саботаж из-за ошибки в компьютере. А так как отдел информационных исправлений «не может ошибаться», то сотрудники отдела пытаются скрыть ошибку, попросту убрав Джил. Единственный выход, который видит Сэм — это удалить запись Джил из системы.

В ходе своей борьбы с системой Сэм встречает Таттла — инженера по отоплению, который ненавидит бумажную волокиту и вынужден заниматься любимым делом на партизанский манер.

В конце концов Сэму удается удалить записи о Джил, но теперь он сам является преступником. Джил убивают, а его отправляют в отдел информационных исправлений. Там из-за страха и пыток он, фактически, сходит с ума и погружается в райский мир грез, в котором у него все складывается идеально.

Музыкальная тема

Лейтмотивом фильма является песня 1939 года «Aquarela do Brazil» Ари Барросо, исполняемая в различных вариациях — от возвышенных и воодушевляющих до угрожающе зловещих. Название фильма также восходит к названию песни. Это название также содержит ассоциацию с островом из ирландской мифологии Бразил, считавшимся раем.

В ролях

Прокат

Прокат в кинотеатрах

Фильм был изготовлен компанией Арнона Милчена «Эмбэсси Интернешенл Пикчерз» (не путать с «Эмбэсси Пикчерз» [Embassy Pictures] Джозефа И. Ливайна). В оригинальной редакции Гиллиама фильм был продолжительностью 142 минуты и имел мрачный финал. Данная версия была выпущена в международный прокат вне США кинокомпанией «Двадцатый век Фокс».

Распространение «Бразилии» в США контролировалось компанией «Юнивёрсал Пикчерз». Правление «Юнивёрсал» сочло финал картины явно неудачным, и председатель компании Сид Шайнберг (Sid Sheinberg) подверг работу Гиллиама значительным редакторским правкам, сделав ему так называемый «хороший конец»; такой подход встретил решительные возражения режиссёра. Так же, как было с фильмом «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner), выпущенном тремя годами ранее, данная версия «Бразилии» была создана кинокомпанией с финалом, более приемлемым из потребительских соображений.

После продолжительной задержки Гиллиам разместил полностраничную рекламу в отраслевом журнале «Вэраити» (Variety), подтолкнув Шайнберга выпустить «Бразилию» в своей урезанной версии. В конечном счёте, после проведения Гиллиамом ряда закрытых просмотров (без согласования с компанией), фильм был удостоен премии Лос-Анджелесской ассоциации кинокритиков в номинации «лучшая картина», это побудило «Юнивёрсал» выпустить изменённую 131-минутную версию под контролем Гиллиама в 1985 году.


Конфликт с «Юнивёрсал»

Студию Universal не устроил финальный монтаж фильма «Бразилия», осуществлённый Терри Гиллиамом. От режиссёра потребовали сократить фильм до двух часов и изменить бескомпромиссную концовку на хэппи-энд. Гиллиам отказался подчиниться этим требованиям, в результате студия отправила фильм на полку, где он пролежал почти год. После появления в издании The Daily Variety открытого письма Гиллиама к президенту Universal Сиду Шейнбергу, содержащего простой вопрос «Когда вы собираетесь выпустить мой фильм в прокат?», студия почувствовала давление и пошла на существенные уступки, неизменным оставалось лишь требование изменить финал картины.

Выпуск на видео

В Северной Америке фильм был выпущен на VHS и Laserdisc в 131-минутной версии для Соединённых Штатов. С небольшими изменениями в настоящее время фильм доступен на DVD в оригинальной европейской версии. (По комментарию режиссёра, это — «пятая и окончательная редакция»; во вступлении использован вариант с облаками из американской версии, а не чёрный экран с указанием времени и места.)

Вариант Шайнберга, так называемая версия в стиле «любовь побеждает всё», была показана по объединённому телевидению и изначально была предложена для широкой продажи на отдельном лазерном диске пятидискового сборника Criterion Collection в 1996 году, и последующем трёхдисковом сборнике на DVD (в который также вошли такие материалы как документальный фильм — киноверсия книги Джека Мэттьюза с интервью Гиллиама, а также магнитофонная запись интервью Сида Шайнберга, сделанная для книги).

Сначала в сборнике художественный фильм был представлен с исправленным форматом кадра, однако в DVD-варианте формат кадра не был оптимизирован для новых широкоэкранных телевизоров. Новые варианты фильма в формате 16:9 как в виде полного сборника, так и по отдельности были переизданы компанией Criterion 5 сентября 2006 года.

Критические отклики

Харлан Эллисон объявил «Бразилию» «наиболее потрясающим научно-фантастическим фильмом из когда-либо снятых».

В 2004 году фильм «Бразилия» был включён журналом «Тотал Филм» в двадцатку величайших английских фильмов всех времён. В 2005 году кинообозреватели журнала «Тайм» Ричард Корлиш (Richard Corliss) и Ричард Шикель (Richard Schickel) назвали «Бразилию» в числе 100 лучших фильмов всех времён. В 2006 году «Channel 4» незадолго до показа по «BBC Four» признал «Бразилию» одним из «50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть».

Критик Кэнс Тюрэн (Kenneth Turan) охарактеризовал фильм как «самое мощное произведение политической киносатиры со времени „Доктора Стрэйнджлава“».

«Вайред Мэгезин» поставил «Бразилию» на 5 место в своём списке 20 лучших научно-фантастических фильмов.

Награды и номинации

  • 1986 — две номинации на премию «Оскар»: лучший оригинальный сценарий (Терри Гиллиам, Том Стоппард, Чарльз МакКиоун), лучшие декорации (Норман Гарвуд, Мэгги Грэй)
  • 1986 — две премии BAFTA: лучшая работа художника (Норман Гарвуд), лучшие визуальные спецэффекты (Джордж Гиббс, Ричард Конвей)
  • 1986 — номинация на премию «Хьюго» за лучшую драматическую постановку
  • 1986 — премия Британского киноинститута за технические достижения

Интересные факты

  • Год создания фильма (1984) совпадает с названием известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Первоначально фильм должен был называться «1984½» и музыкальной темой должна была быть песня Malia Elena, однако в середине съёмок режиссёр изменил тему и название, как более подходящую содержанию. Кроме того, офис Министра Информации в фильме располагается на 84 этаже здания.
  • Спуск спецназа по ступенькам полностью копирует знаменитую сцену из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“».
  • В сценах снов Сэма Лаури использованы виды неба, созданные для «Бесконечной истории» Вольфганга Петерсена, но в киносказку не вошедшие.
  • Сцена битвы с самураем, обвешанным электродеталями, пародирует сновидческое сражение Люка Скайуокера со своим отцом в пятом эпизоде и одновременно символизирует любовь Гиллиама к фильмам Акиры Куросавы.
  • Почти весь саундтрек — разные вариации песни «Бразилия», в честь которой и был назван фильм.

свернуть

Фильм в Викицитатнике

  • Это справка о Вашем муже. А это справка, что я отдал вам справку.
  • — Мне нужна информация.
    — Это ведь отдел исправления ...

узнать больше

  • Это справка о Вашем муже. А это справка, что я отдал вам справку.
  • — Мне нужна информация.
    — Это ведь отдел исправления, а не распространения информации.
  • — Ты мне не доверяешь?
    — Доверяю? Ты угнал мой грузовик, я потеряла работу, за мной охотится полиция, и я должна тебе доверять?
  • — А что в коробке?
    — Рождественский подарок.
    — Тяжелый.
    — Это тяжелый подарок.
  • — Счастливо, Джек! Мой привет Алекс и двойняшкам.
    — Тройняшкам.
    — Тройняшкам? Господи, как летит время!
  • У моего осложнения возникло осложнение, но доктор говорит, что скоро я буду выглядеть как юная газель.
  • — Правда что, Сэм, неужели Вы ничего не можете поделать с этим терроризмом?
    — У меня сейчас обед, к тому же, я в другом отделе.
  • — Боже мой, что с Вами?
    — У моих осложнений появились осложнения.
  • — Друзья зовут меня Гарри.

свернуть

Этот фильм в списках

50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть
50 Films To See Before You Die - телевизионное шоу, показанное 22 июля 2006 года британской телевизионной студией Channel 4
Редактировать
Добро пожаловать в мой сонДобро пожаловать в мой сон
Фильмы, в которых сны играют важную роль, а иногда становятся основой сюжета
Редактировать
1000 величайших фильмов1000 величайших фильмов
Результат суммирования мнений большинства известных миру киноизданий.
Редактировать
АнтиутопияАнтиутопия
а что если будущее будет таким?
Редактировать
Культовое киноКультовое кино
Знаковые ленты,авангардные картины,фильмы подарившие миру новые жанры,ленты ставшие гимном поколения итд
Редактировать
и еще 4 списка