• 1
  • 19
  • 8
  • 8
  • 28
  • 0

Утомленные солнцем 2: Предстояние

Burnt by the Sun 2

Продолжение фильма Утомленные солнцем в жанрах «война», «драма», «исторический», продолжительностью 3 часа 1 минута, снятое в 2010 году в России на немецком и русском языках

Утомленные солнцем 2: Предстояние

Старт проката в России

22 апреля 2010

Этот фильм на

Поделитесь ссылкой

Фильм на Кинопоиске

Продолжение картины 1994 года. Героям первого фильма придется пройти сквозь пекло Великой Отечественной войны, чтобы найти друг друга и попытаться вновь стать счастливыми.Бывший комдив Котов, несправедливо осуждённый в 30-е годы как враг народа, чудом выжил и был отправлен на войну обычным рядовым бойцом штрафного батальона. Воевал, как все: в грязи, холоде и голоде, не заглядывая в будущее больше, чем на один день, да и тот надо было суметь прожить. Прожить и выжить в аду, которым была военная передовая. Его спасла вера. Вера в свою страну, вера в Бога и вера его дочери Нади в то, что отец жив

Продолжение картины 1994 года. Героям первого фильма придется пройти сквозь пекло Великой Отечественной войны, чтобы найти друг друга и попытаться вновь стать счастливыми.Бывший комдив Котов, несправедливо осуждённый в 30-е годы как враг народа, чудом выжил и был отправлен на войну обычным рядовым бойцом штрафного батальона. Воевал, как все: в грязи, холоде и голоде, не заглядывая в будущее больше, чем на один день, да и тот надо было суметь прожить. Прожить и выжить в аду, которым была военная передовая. Его спасла вера. Вера в свою страну, вера в Бога и вера его дочери Нади в то, что отец жив

свернуть

Фильм в Википедии

«Утомлённые со́лнцем 2: Предстояние» — фильм режиссёра Никиты Михалкова. Является продолжением фильма «Утомлённые солнцем» (1994). «Утомлённые солнцем 2» — это дилогия, состоящая из двух самостоятельных полнометражных фильмов: «Утомлённые солнцем: Предстояние» и «Утомлённые солнцем: Цитадель» (в некоторых источниках фигурирует как фильм-продолжение, третья часть трилогии — «Утомлённые солнцем 3: Цитадель»), премьера первого ...

узнать больше

«Утомлённые со́лнцем 2: Предстояние» — фильм режиссёра Никиты Михалкова. Является продолжением фильма «Утомлённые солнцем» (1994). «Утомлённые солнцем 2» — это дилогия, состоящая из двух самостоятельных полнометражных фильмов: «Утомлённые солнцем: Предстояние» и «Утомлённые солнцем: Цитадель» (в некоторых источниках фигурирует как фильм-продолжение, третья часть трилогии — «Утомлённые солнцем 3: Цитадель»), премьера первого из которых приурочена ко Дню Победы и состоялась 22 апреля 2010 года, а второго была запланирована на 4 ноября 2010 года, но впоследствии перенесена на 2011 год .

Также планируется выпустить 15-серийную телеверсию.

Сюжет

События фильма происходят во время Великой Отечественной войны. Котова, первоначально осуждённого по «политической» 58-й статье УК РСФСР (контрреволюционные преступления), переквалифицируют в «уголовника», и он в последний момент избегает расстрела — участи «политических» заключенных лагеря в начале войны. После бомбёжки немцами лагеря он попадает в штрафбат. Повзрослевшая дочь Котова, Надя, после серии приключений идёт служить в медсанчасть. Митя, выживший после попытки самоубийства, женится на бывшей жене Котова, чем спасает её от смерти. Сталину и Берии становится известно об избежавшем смерти Котове и они приказывают Мите найти его.

Создание

Кастинг

Всех героев из первой части исполняют те же актёры, за исключением Маруси (жена Котова) — вместо Ингеборги Дапкунайте её играет Виктория Толстоганова. Дапкунайте предлагалась роль Маруси, но принципиальным требованием Михалкова был отказ Ингеборги от участия в реалити-шоу «Большой Брат» (ТНТ, 2005 г.), поскольку, по мнению Михалкова, зритель не воспримет ее как Марусю после участия в «пошлом» шоу. Однако Ингеборга приняла участие в «Большом брате», и на роль была взята Толстоганова.

Процесс съёмок

Фильм представляет собой крупномасштабную постановку с многотысячными массовками. Помощь в съёмке батальных сцен была оказана Министерством обороны России. Часть фильма снималась в Германии, были задействованы немецкие актёры, а также немецкая военная техника и костюмы. Сюжеты «Цитадель» снимались в 2007—2008 годах возле посёлка Низково (город Горбатов, Павловский район Нижегородской области). Активную помощь оказывала часть МЧС г. Сатис.

В массовке участвовало практически всё местное население поселка Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга,[источник не указан 349 дней] возле которого снимались все батальные сцены. Рядом, на станции Шушары снимались сцены на железной дороге. Паровозы и вагоны военных лет предоставил Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Съёмочную площадку иногда посещали высокопоставленные персоны. В мае 2008 года съёмки фильма посетил Премьер-министр России Владимир Путин, который известен своим дружеским расположением к Михалкову. В августе 2008 года, во время своего отпуска, съёмочную площадку под Нижним Новгородом посетил президент России Дмитрий Анатольевич Медведев.

В ролях

Премьера

Премьера фильма прошла 17 апреля 2010 года в Государственном Кремлёвском дворце, специально переоборудованном для этого в самый большой в России цифровой кинозал. 20 апреля фильм был показан в Вологде, и только 22 апреля вышел на широкий экран по всей стране.

Каннский кинофестиваль

Фильм участвовал в Каннском кинофестивале 2010 года и номинировался на «Золотую пальмовую ветвь». На фестивале демонстрировалась сокращённая, двухчасовая версия фильма. Никаких призов за картину получено не было. Более того, картина заняла место в пятерке худших фильмов кинофестиваля по версии портала о независимом кино «indieWIRE».

Бюджет и кассовые сборы

С бюджетом в $ 40 млн этот фильм стал самым дорогим и самым провальным в истории российского кино. Фильм не окупил и четверти своего бюджета. За месяц, прошедший с момента премьеры, фильм «Утомленные солнцем 2: Предстояние» собрал в российских кинотеатрах чуть более $ 7 миллионов. Это при том, что в прокате находились более тысячи копий «Предстояния» — больше чем какого-либо другого фильма на тот момент, и из-за них кинотеатры даже на время снизили прокат других фильмов. Из-за этого было принято решение о переносе премьеры второй части дилогии, «Утомлённые солнцем 3: Цитадель» на 2011 год.

Уикенд
проката
Место
в топе
Количество
копий
Касса уикендаОбщая касса
1 (22-25.04.2010)11079108,9 млн.руб. ($ 3,74 млн.)108,9 млн.руб. ($ 3,74 млн.)
2 (29.04-2.05.10)2107940,7 млн.руб. ($ 1,39 млн.)176,8 млн.руб. ($ 6,08 млн.)
3 (06-09.05.2010)6104912,6 млн.руб. ($ 0,42 млн.)207,0 млн.руб. ($ 7,12 млн.)
4 (13-16.05.2010)93952,7 млн.руб. ($ 0,09 млн.)215.6 млн.руб. ($ 7,41 млн.)
5 (20-23.05.2010)17400,3 млн.руб. ($ 0,01 млн.)216.9 млн.руб. ($ 7,46 млн.)
6 (27-30.05.2010)17200,183 млн.руб. ($ 0,0058 млн.)217.6 млн.руб. ($ 7,465 млн.)

Премьерный показ в разных странах

Критики о фильме

В целом[источник не указан 95 дней], критики встретили фильм отрицательно. Его критиковали[источник не указан 95 дней] за плохую актёрскую игру, за неубедительные сценарий и режиссуру, за «воскрешение» персонажей, за чрезмерную демонстрацию жестокости и «обнажёнки», а также за исторические ляпы и за образы Советской Армии и Сталина, какими они показаны в фильме.

  • Ещё до своей премьеры на Каннском фестивале фильм был удостоен критики французских СМИ. Газета Liberation назвала включение ленты в программу «загадочным», а Le Monde — «гимном сталинизму».
  • После выхода фильм получил большое количество отрицательных оценок:
    • Рейтинг КиноПоиска — 4,888 из 10 возможных по результатам 7048 голосов;
    • Рейтинг IMDb — 4.0 из 10 возможных по результатам 1619 голосов.
    • Читательский рейтинг на сайте kino-govno.com — 24 % (392 голосов), по результатам рецензии (стилизованной под выступление Молотова 22 июня 1941) фильм получил антинаграду «Клиника».
  • Мнение ветеранов войны, приглашенных на премьеру фильма, было отрицательным: «Пытка», «Плевок нам в лицо», «Так снимать нельзя».

В кругах обычных телезрителей тоже были как положительные[неавторитетный источник?], так и отрицательные отзывы. Основная проблематика спорных мнений вращалась вокруг символических сцен, показанных Михалковым. Гротеск и аллегория[источник не указан 95 дней] повествования были понятны далеко не всему зрительскому контингенту.

Цитаты
«Это эпопея, выдержанная в традиции фильмов о войне. И если фильм будет иметь успех, то людей, вероятно, не смутит, что по масштабу он кардинально отличается от «Утомленных солнцем-1».»
«Великий фильм о великой войне был снят великим режиссёром на великие деньги и с участием великих актёров.

Ирония в таком великом деле вполне уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно важное чувство для любого художника утратил… В фильме вообще мало живого, подлинного, несмотря на обилие натуралистичных сцен смерти, насилия и жестокости. Нет настоящих человеческих страданий — а есть порой искусная, а чаще грубая имитация, балансирующая на грани дурновкусия.
Сквозь дорогие видеооткрытки, снятые великолепным оператором и в сопровождении великолепной музыки, как улыбка чеширского кота проступало огромное нечеловеческое эго Никиты Михалкова. Отсутствие внятной сюжетной линии компенсируется яркими спецэффектами, невыносимым натурализмом, граничащим со смакованием, и общей эмоциональной истеричностью.

»
«Лучше бы этому фильму остаться легендой. Чтобы и люди поучаствовали, и деньги были потрачены, и каждый участник верил, что внёс вклад в великое дело, и зрители полагали, что десять лет жизни Никиты Михалкова и полутора тысяч его сотоварищей потрачены не зря. А картину бы как-нибудь спрятать под предлогом авторского перфекционизма. Ей-богу, получилось бы душеполезнее.»
«По итогам ответ «Рядовому Райану» не получился. Не получился даже ответ отдельным сценам из фильма Спилберга, вроде эпической высадки на Омаха-бич. Ни 50 миллионов долларов бюджета, ни восьми лет работы над фильмом не хватило. Получилась отечественная версия «Бесславных ублюдков». Как и фильм Тарантино, фильм Михалкова не имеет никакого отношения к реальным событиям. Как и у Тарантино, все персонажи ведут себя и разговаривают как режиссёр, он же автор сценария. Только у Тарантино есть внятный сюжет, нормальный монтаж, гениальный Кристоф Вальц и звезда Брэд Питт. В нашем же случае — бессвязный набор короткометражек, бестолковая актёрская игра да никакой сценарий. Кстати, фильм Тарантино дороже ровно на гонорар Питта, на 20 миллионов долларов. Чего-то Квентин в кино не понимает.»
«Никакого отношения к Дню Победы и к ветеранам картина не имеет. С одной стороны, нам показывают красного командира-коммуниста, а с другой стороны – его же как яростного православного. Рациональный рассудок отметён напрочь, вместо него мы видим мистические видения, животворящие иконы, «вот, что крест животворящий делает» и прочее-прочее...»
«Порнография отнюдь не есть имитированный половой акт на экране: он может быть необходим в силу художественной логики фильма, как в «Поле Х» Леоса Каракса, и перестаёт быть порнографией. Порнография – выхолащивание любви, сведённой к движению поршней. Порнограф не умеет снимать любовь, он умеет снимать только механику. Порнограф отчуждает любовь. У человека есть два не отчуждаемых достояния: любовь и смерть. «УС-2» – порнография смерти, что опаснее, страшнее и отвратительнее порнографии любви. НМ подменяет эмоции, которые вызывает смерть, её механикой.»
  • Сергей Линеширов (газета «Смена», СПБ)
«Натурализм, доведённый до гротеска. Многочисленные оторванные ноги, искалеченные тела, реки крови, по-видимому, преследовали цель сделать данный конкретный фильм действительно «великим фильмом о Великой войне», как позиционировал его сам режиссёр. Но в итоге ничего, кроме отвращения, не вызвали.»
  • Юрий Лущинский, Михаил Судаков (портал Кино-Говно.ком)
«Сегодня, 22 апреля, без предъявления каких-либо претензий лично к нам, без объявления войны, режиссёр Никита Михалков напал на наши кинотеатры, атаковал наши мозги во многих местах и подверг фекальной бомбёжке со своих самолётов наше чувство прекрасного и некоторые другие, причём было убито и ранено неустановленное число нервных клеток.»
««Утомлённых» никак нельзя считать классической драмой, тем более лентой, снятой в духе реализма. Это не фильм-эпопея типа «Освобождения», а фильм-сказка про Иванушку-дурачка эпохи модернизма. Сделанный мастером эпохи постмодернизма, воспринимающим действительность фрагментарно и дискретно. Герой ленты был заявлен как квазисказочный ещё в первой картине трилогии – его образ изначально содержал элементы гротеска. Котов, как и хрестоматийный Иванушка, простой парень. Он отважен и смекалист, в годы революции ему несказанно повезло: он стал другом Сталина (Царя) и женился на царевне (дворянке Марусе), перебежав дорогу царевичу (дворянину Мите).»
«Показанный в первой картине пик сталинских репрессий конца 30-х годов получился гораздо мощнее по восприятию зрителями, хотя (и в то же время благодаря этому) первые «Утомлённые солнцем» в течение фильма не изобилуют атрибутикой НКВД и всей незабываемой «аурой» подвалов Лубянки. Там всё действие происходит в доме дачного посёлка, но, в итоге, пьеса фильма гениально драматична и целостна. Именно в этом, на мой взгляд, «Утомлённые солнцем 2» уступают первой картине.»
Скандалы
  • Еще до выхода фильма в рунете появилось множество «фотожаб» на афишу фильма, в которых высмеивались пафос и культ личности Михалкова. Главным образом, блогерам не понравились слова в постере «великий фильм». Некоторые издания распространили слух о том, что Никита Михалков пообещал подать в суд на блогеров. Впрочем, 14 апреля 2010 года сам Михалков эти слухи опроверг.
  • В некоторых городах России имели место случаи организации принудительных показов фильма школьникам за их деньги. Этим вопросом даже заинтересовалась прокуратура, которая инициировала проверку фактов принудительных просмотров. Стоит отметить, что фильмы с демонстрацией сцен жестокости запрещены для просмотра детям до 16 лет.
  • Депутат-коммунист Николай Рябов обратился 19 мая 2010 года с протокольным поручением в думский Комитет по культуре в связи с возможной растратой государственных средств, потраченных на проект «Утомлённые солнцем-2: Предстояние». Однако сам Михалков заявил, что «слова народных избранников его не волнуют». 21 мая 2010 года Государственная Дума РФ отказалась направлять в Министерство культуры запрос о том, сколько бюджетных средств было затрачено на создание фильма.
Ответы на критику

Никита Михалков прокомментировал некоторые обвинения в адрес его фильма.

По поводу недовольства ветеранов:

Что касается ветеранов, которых я очень уважаю, то они своё кино уже получили за 65 лет, прошедших после Победы. Это прекрасные, великие фильмы, но там нет всей правды о войне, о многом нельзя было раньше говорить.

По поводу сталинизма:

Это картина не за Сталина, не против Сталина, это картина о любви. Она о любви отца и дочери на фоне войны и сталинизма и всего остального.

По поводу провала в прокате:

Критики должны быть счастливы, ведь это значит, что впервые в России за большие деньги было снято артхаусное, сугубо авторское кино, которое по определению не способно дать больших сборов.

Он также заподозрил своих оппонентов в заранее спланированной кампании по очернению своего фильма:

Когда начинают картину, как говорится, «мочить» за 8 месяцев до её выхода, сразу здесь виден заказ. Это абсолютная кампания, продуманная.

По-поводу всего вышесказанного, от сетевого публициста CompactMaster. Непредубежденный читатель, вы видите тенденцию. Наличие только отрицательных отзывов. Чья-то заботливая рука собрала их здесь вместе. Боже мой, среди всей этой любви-моркови появляется фильм Мастера. Написанный тончайшими мазками, с замечательной игрой света и тени. И что же мы слышим? "Согласное гуденье насекомых". Имеющий глаза и уши пусть же увидит и услышит, что фильм о любви, о верности, о готовности занять принципиальную позицию и нести любую ответственность за ее открытое провозглашение, обо всем том, что сегодня обесценено и извращено настолько, что уже и "не модно". Это фильм, в том числе, и о нас, если приглядеться внимательней. Мы все еще немного такие, как герои фильма. Настоящее русское кино, кино гордое, отчаянное, принципиальное, подвергается такому организованному остракизму? Наверное кому-нибудь это нужно.

Неточности в фильме

  • В первом фильме, события которого разворачиваются в 1936 году, героине Надежды Михалковой было шесть лет. Соответственно в 1941-м, когда происходит действие «Предстояния», ей должно быть всего 11. Однако на экране она предстает уже взрослой девушкой.
  • Лагерь, в котором содержался Котов, находился не в отдалённых восточных или северных областях СССР, а у западных границ, рядом с фронтом. Западные границы СССР в 1939—1940 гг. были расширены за счёт районов Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Финляндии. Строить лагерь для политзаключённых в этих районах было бы крайне неосмотрительно. Бомбёжка лагеря произошла в дни начала войны. Никакого лагеря под Минском, где содержался Котов, не существовало. Единственным «прифронтовым» лагерем был Белокоровичский ИТЛ, существовал с мая по июнь 1941 г., его управление располагалось в районе станции Белокоровичи. В лагере находилось до 3500 заключённых, разрабатывавших каменный карьер (не лесоповал). После начала войны лагерь пришлось полностью этапировать пешком на ст. Ветлица Брянской ж.д. 26.06.41 до 04.07.41 по просьбе командования Красной Армии, силами заключённых велись работы на оборонительных сооружениях.
  • Фрагмент с «раздавленной» за 15 минут ротой отдельного курсантского полка (ОКП) Московского пехотного училища (выпускников и учащихся именно и только этого училища с 1919 г. почётно именуют кремлевскими курсантами) является искажением истории, возможно — плагиатом (в титрах фильма источник заимствования не указан) повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой» о трагической судьбе 10-й роты ОКП (назначенной в боевое охранение полка), экранизированной киностудией им. А. Довженко в 1990 г. в фильме «Это мы, Господи!». В действительности ОКП из 10 курсантских рот, вместе с 316-й стрелковой дивизией Панфилова и 2-м кавалерийским корпусом Доватора, в составе 16 армии Рокоссовского сдерживали наступление немецких войск на Волоколамском направлении с 12 октября по 6 декабря 1941 г. 6 декабря, то есть после начала Клинско-Солнечногорской наступательной операции, ОКП был расформирован, поскольку выполнил поставленную задачу по обороне Москвы, после чего более 300 кремлёвцев в звании лейтенантов были направлены командовать взводами и ротами в соединения Западного фронта. На этот момент на счету у них было более 800 уничтоженных и около 500 захваченных в плен немецких солдат и офицеров. Уничтожены 3 артиллерийские и 8 миномётных батарей, один самолёт, 20 танков и 7 бронемашин. Захвачено 8 пушек, 12 миномётов и 20 грузовых машин. За мужество и отвагу 53 курсанта и 30 офицеров были награждены орденами и медалями.
  • Штрафной батальон, в котором воюет Котов совместно с «кремлевскими курсантами» во время немецкой наступательной операции «Тайфун» на Москву в ноябре — декабре 1941 года, попросту не могла существовать, поскольку подразделения штрафников — офицерские штрафные батальоны и штрафные роты были созданы только в 1942 году по Приказу наркома обороны СССР И. В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 года.
  • В фильме вместо настоящих советских танков начала войны — Т-34, КВ-1, Т-26, БТ-7 — снимаются средние танки Т-55 времен Н. С. Хрущева, массивные башни которых совершенно непохожи на башни Т-34 и прикрыты раскрашенными фанерными щитами. При этом на военных складах Вооруженных Сил РФ и Центрального музея бронетанковой техники в Кубинке находится несколько «ходовых» танков Т-34, которые снимались в известных советских военных картинах «Освобождение», «Горячий снег», «Битва за Москву», «Батальоны просят огня» и пр.[источник?]

свернуть

В ролях

Сергей МаковецкийСергей Маковецкий
SMERSH officer
Редактировать
Олег МеньшиковОлег Меньшиков
Дмитрий
Редактировать
Никита МихалковНикита Михалков
Комдив Котов
Редактировать
Михаил ЕфремовМихаил Ефремов
актер
Редактировать
Валентин ГафтВалентин Гафт
актер
Редактировать
Андрей ПанинАндрей Панин
Пионерважатый
Редактировать
Владимир ИльинВладимир Ильин
Кирик
Редактировать
Павел ДеревянкоПавел Деревянко
Soldier without legs
Редактировать
Роман МадяновРоман Мадянов
актер
Редактировать
Анна МихалковаАнна Михалкова
актер
Редактировать
Виктория ТолстогановаВиктория Толстоганова
Маруся
Редактировать
Виктор СупрунВиктор Супрун
актер
Редактировать
Георгий КараяннидисГеоргий Караяннидис
курсант
Редактировать
Дмитрий ДюжевДмитрий Дюжев
актер
Редактировать
Валерий ЗолотухинВалерий Золотухин
актер
Редактировать
Александр ПашутинАлександр Пашутин
актер
Редактировать
Сергей ПлотниковСергей Плотников
актер
Редактировать
Иван ДобронравовИван Добронравов
актер
Редактировать
Наталья СурковаНаталья Суркова
Катя
Редактировать
Нина АрхиповаНина Архипова
Елена Михайловна
Редактировать
Игорь ШмаковИгорь Шмаков
актер
Редактировать
Сергей ЛаринСергей Ларин
курсант Кудря
Редактировать
Надежда МихалковаНадежда Михалкова
Надя
Редактировать
Ангелина МиримскаяАнгелина Миримская
актер
Редактировать
Александр ГолубевАлександр Голубев
актер
Редактировать
Дмитрий КаельДмитрий Каель
Да
Редактировать
Сергей БуруновСергей Бурунов
Заключенный
Редактировать
Евгений СахаровЕвгений Сахаров
Кремлевский курсант
Редактировать
Николай КозакНиколай Козак
актер
Редактировать
Янина КалгановаЯнина Калганова
Медсестра
Редактировать
Сахат ДурсуновСахат Дурсунов
актер
Редактировать
Сергей ПлотниковСергей Плотников
актер
Редактировать
Степан ДевонинСтепан Девонин
курсант
Редактировать
Марина АксёноваМарина Аксёнова
актер
Редактировать
Елена Глазкова (Храпова)Елена Глазкова (Храпова)
актер
Редактировать
Гурам БаблишвилиГурам Баблишвили
курсант Кацетадзе
Редактировать
привязать еще персону привязать еще персонупривязать еще персону

Этот фильм в списках

Мужчины плачутМужчины плачут
Мужские слезы – редкость не только в жизни, но и в кино. Потому сцены, где мужчины плачут, электризуют и запоминаются навсегда.
Редактировать
Внимание - чертовка!Внимание - чертовка!
Стервы и стервочки, ведьмы и ведьмочки, капризули и привереды, несмеяны и вредины, обманщицы и сердцеедки, разбойницы и коварные злодейки
Редактировать
ПианистыПианисты
Трудно сказать, чем так притягивает человек за пианино, роялем, фортепиано. Но притягивает! Кино - показатель и усилитель этого притяжения.
Редактировать
Странная параСтранная пара
Они так несхожи! И остается только недоумевать: и что ж они друг в друге нашли?
Редактировать
Нео-семейное киноНео-семейное кино
Фильмы о семьях не для просмотра с семьей
Редактировать
и еще 9 списков