• 1
  • 7
  • 2
  • 3
  • 17
  • 0

Утомленные солнцем 2: Цитадель

Burnt by the Sun 2 : Citadel

Продолжение фильма Утомленные солнцем 2: Предстояние в жанрах «война», «драма», продолжительностью 2 часа 37 минут, снятое в 2011 году в Германии, России и Франции на русском языке

Утомленные солнцем 2: Цитадель

Старт проката в России

5 мая 2011

Этот фильм на

Поделитесь ссылкой

Фильм на Кинопоиске

Своей искалеченной судьбой заплатил комдив Котов за восстановление доброго имени. Он возвращается в дом, воспоминания о котором давали ему силы все эти страшные годы. Но то, что ждало в этом доме, его потрясло. Все изменилось, его хрупкий мир рухнул. Котову снова придется сражаться. За свое имя, за свою честь, за свою любовь, за свою Цитадель

Своей искалеченной судьбой заплатил комдив Котов за восстановление доброго имени. Он возвращается в дом, воспоминания о котором давали ему силы все эти страшные годы. Но то, что ждало в этом доме, его потрясло. Все изменилось, его хрупкий мир рухнул. Котову снова придется сражаться. За свое имя, за свою честь, за свою любовь, за свою Цитадель

свернуть

Фильм в Википедии

«Утомлённые со́лнцем 2: Цитадель» — фильм режиссёра Никиты Михалкова. Является продолжением фильмов «Утомлённые солнцем» (1994) и «Утомлённые солнцем 2: Предстояние». Выход фильма был запланирован на 4 ноября 2010 года, фактически состоялся 5 мая 2011 года.

узнать больше

«Утомлённые со́лнцем 2: Цитадель» — фильм режиссёра Никиты Михалкова. Является продолжением фильмов «Утомлённые солнцем» (1994) и «Утомлённые солнцем 2: Предстояние». Выход фильма был запланирован на 4 ноября 2010 года, фактически состоялся 5 мая 2011 года.

Сюжет[править | править исходный текст]

1943 год, разгар Великой Отечественной войны.

Митя (Олег Меньшиков) находит Котова (Никита Михалков) в рядах штрафного батальона, стоящего у стен некоей неприступной Цитадели. Пьяный генерал Мележко приказывает штрафникам атаковать крепость, хотя это и означает для них верную смерть. Заметив Митю и не желая встречи с ним, Котов, не дожидаясь команды, поднимает штрафников в атаку, и Митя вынужден идти под шквальный огонь противника, так как в траншею ему не дают вернуться заградотрядовцы. Митя и Котов остаются невредимыми. После боя, вывезя Котова в тыл, Митя рассказывает ему обо всём, что он сделал и даёт ему пистолет. Однако, Котов не убивает Митю. Митя сообщает, что Котов реабилитирован и удостоен звания генерал-лейтенанта.

Надя по-прежнему служит в медсанчасти. Грузовик с ранеными и беременной женщиной, который она ведёт, попадает под обстрел немецкой авиации. Раненые принимают роды и называют ребёнка (отцом которого оказывается немец) Иосифом Виссарионовичем, в честь Сталина.

Митя и Котов приезжают на дачу, где когда-то жил сам комдив со своей семьёй (дом, фигурирующий в первой части). Однако, Котова дома никто не ждал, так как считалось, что он был расстрелян. Маруся (Виктория Толстоганова) растит ребёнка от Кирика (Владимир Ильин), а все фотографии, хоть как-то связанные с Котовым и Надей, убраны по комодам. Таким образом, своим приездом Котов нарушает покой домочадцев, и на следующий день вся семья решает уехать тайком. Комдив нагоняет их на вокзале, но отпускает, поскольку его умоляет об этом Маруся.

Позже Сталин приказывает Котову провести сложнейшую и практически обречённую на провал операцию: повести в лобовую атаку на Цитадель 15 тысяч гражданских мужчин, по разным причинам уклонившихся от участия в военных действиях, для того, чтобы оборонявшиеся истратили на них боезапас, это дало бы возможность затем провести штурм Цитадели с малыми потерями среди солдат. В случае успеха Сталин обещает дать под командование Котову армию.

Тем временем Митю арестовывают и обвиняют в шпионаже и подготовке покушения на Сталина. Давно желая смерти, он с облегчением подписывает все протоколы, обеспечивающие ему смертный приговор.

Прибывшим в окопы гражданским раздают черенки от лопат. Котов должен отдать приказ о наступлении, однако, он сам спускается в окопы и, взяв черенок, первым медленно направляется к Цитадели. За ним следуют офицеры. Остальные следуют за ними. На их глазах Цитадель взрывается от случайно начавшегося в ней пожара после удачного попадания советского снайпера в потерявшего бдительность немца-снайпера, у которого в комнате и начался пожар.. Из расположенной неподалёку медсанчасти Надя, замечая отца в бинокль, бежит к нему и, оказавшись на минном поле, наступает на мину. Котов ставит свою ногу поверх Надиной и приказывает ей, вынув ногу из сапога, отойти на 20 шагов…

В последней сцене фильма Котов(потерявший ногу/ноги) и Надя едут на танке во главе танковой колонны советских войск, направляющейся на Берлин.

В ролях[править | править исходный текст]

Критика фильма[править | править исходный текст]

После провала «Предстояния» критика была ожидаемой и предсказуемой, так как «Цитадель» снималась одновременно с первой частью. Сам режиссёр Никита Михалков незадолго до премьеры в интервью прокомментировал выход нового фильма так:

«Я ещё после премьеры первого фильма сказал журналистам: «Копите говно, будет ещё один фильм впереди, а то могут сейчас всё выплеснуть, а что потом делать…».»

Кинокритик Михаил Трофименков:

«Идея оживить героев, над гибелью которых плакали зрители первых «Утомлённых солнцем», была странновата. Но теперь исчезли претензии и к ней. Когда во главе 15 тыс. штафирок, вооружённых черенками от лопат, Котов — а за ним и всё командование — идёт по воде аки посуху, да под блатную гармошку на штурм цитадели, а она эффектно взрывается на их глазах, понимаешь: никакого противоречия между частями трилогии нет. Героев действительно убили в 1937 году, а всё последующее — их предсмертный бред..»

Шеф-редактор веб-проекта «Однако», журналист Виктор Мараховский:

«В том, что существуют породистые популяции русских и существуют беспородные, — создатели эпопеи не сомневаются. Породистые люди в картине проживают породистые судьбы — взлетают, падают, вновь подымаются, бунтуют против судьбы и проявляют смирение. Беспородным же судеб не выделено – у них есть участь, как правило коллективная. Поэтому они мерзко выглядят, истошно орут, отвратительно себя ведут, жрут подаренный породистыми сервелат и пробуют на зуб подаренные ими часы: золотые ли. Ну и, разумеется, дохнут пачками. А если вдруг побеждают в величайшей войне и выживают — то вместе с такими равными себе по калибру союзниками, как комары, пауки и мыши. И обязательно под руководством какого-нибудь потомственного чемпиона по генетике — если тот, на счастье, оказывается рядом.»

Алевтина Толкунова в газете «Аргументы и факты»:

«Проворонили критики и другой забавный нюанс: «Цитадель» — женоненавистническая лента, чётко сформулированный протест против торжества матриархата (сомневающимся в том, что современный западный мир находится под женской пятой, рекомендую пересмотреть «Антихриста» фон Триера или перечитать труды Евгения Головина). Михалков, как выясняется, латентный женоненавистник.»

Номинации и награды[править | править исходный текст]

19 сентября 2011 года стало известно, что Российский Оскаровский комитет выбрал ленту Михалкова кандидатом на премию «Оскар» от России в категории «Лучший фильм на иностранном языке»; другими кандидатами на выдвижение были «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова. Однако режиссёр Владимир Меньшов, возглавляющий Российский Оскаровский комитет, в итоге отказался подписать протокол отборочной комиссии, посчитав это решение несправедливым и добавив следующее:

Кроме всех, так сказать, достоинств и недостатков художественных, это одна часть большой эпопеи. Для того чтобы войти в фильм «Цитадель», надо посмотреть предыдущие фильмы. Там много чего совершенно необъяснённого и необъяснимого, если смотреть фильм отдельно. Чертовщина какая-то. Даже с этой позиции нельзя было заниматься выдвижением этого фильма. Короче говоря, можно было выбрать. Но часть комиссии пришла уже с готовым решением и никаким аргументам не поддавалась. Я говорил: дайте мне аргументы, по какой причине выдвигаем эту картину, а не эту. Меня ж будут спрашивать, журналисты сейчас нападут! Но все опускали глаза и дожидались голосования, которое всё показало. По этой причине я считаю решение комиссии глубоко несправедливым. Всё упирается в личную власть Михалкова. В российский оскаровский комитет необходимо влить свежую кровь, ввести в него новых людей, которые не зависели бы от Михалкова. Он сам представил свой фильм на комиссию, что было не очень корректно. Год был урожайный — «Елена» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана, «Жила-была одна баба» Смирнова, есть несколько фильмов, которые в этом году могли претендовать. Теперь я спрашиваю, что ещё надо сделать, чтобы автор если не признал своего поражения, то снизил гордыню. Может посидеть, подумать и избрать другой путь.

В связи с тем, что на заседании комитета присутствовали не все его члены, утверждалось, что выдвижение фильма Михалкова может быть пересмотрено.

Постер[править | править исходный текст]

  • Оформлением постера к фильму занималась Студия Артемия Лебедева.
  • По мнению российских геймеров, прототипом постера послужил плакат компьютерной игры Сталин против марсиан.
  • Дмитрий «Гоблин» Пучков в своей рецензии на фильм замечает, что постер «явно навеян обложкой от игры WarCraft II». Там же Д. Пучков продолжает о постере: «С одного взгляда ясно, что герой Никиты Михалкова воюет на стороне Гитлера».
  • Постер со схожим дизайном также можно найти непосредственно в кинематографической сфере — таков рекламный плакат к американскому фильму Война.
  • Постер со схожим дизайном был выпущен немногим раньше к фильму «Обитаемый остров. Схватка».

свернуть

В ролях

Инна ЧуриковаИнна Чурикова
Old Woman
Редактировать
Сергей МаковецкийСергей Маковецкий
Lunin
Редактировать
Олег МеньшиковОлег Меньшиков
Mitya
Редактировать
Никита МихалковНикита Михалков
Kotov
Редактировать
Михаил ЕфремовМихаил Ефремов
актер
Редактировать
Валентин ГафтВалентин Гафт
актер
Редактировать
Андрей ПанинАндрей Панин
актер
Редактировать
Владимир ИльинВладимир Ильин
Kirik
Редактировать
Павел ДеревянкоПавел Деревянко
Fiancé
Редактировать
Роман МадяновРоман Мадянов
Melezhko
Редактировать
Максим СухановМаксим Суханов
Stalin
Редактировать
Анна МихалковаАнна Михалкова
Nyura - woman in Labor
Редактировать
Виктория ТолстогановаВиктория Толстоганова
Marusya
Редактировать
Андрей МерзликинАндрей Мерзликин
Tanker Nikolay
Редактировать
Дмитрий ДюжевДмитрий Дюжев
Vanya
Редактировать
Артур СмольяниновАртур Смольянинов
Yurka
Редактировать
Зоя БурякЗоя Буряк
Mokhova
Редактировать
Юрий ОськинЮрий Оськин
Soldat
Редактировать
Сергей СтепанченкоСергей Степанченко
Truck Driver
Редактировать
Дмитрий ПерсинДмитрий Персин
Ofitser NKGB
Редактировать
Нина АрхиповаНина Архипова
Elena Mikhailovna
Редактировать
Андрей ШибаршинАндрей Шибаршин
Supporting Cast
Редактировать
Алексей МанцыгинАлексей Манцыгин
актер
Редактировать
Тагир РахимовТагир Рахимов
Supporting Cast
Редактировать
Олег КаменщиковОлег Каменщиков
актер
Редактировать
Томас МоцкусТомас Моцкус
Supporting Cast
Редактировать
Надежда МихалковаНадежда Михалкова
Kotova
Редактировать
Марианна ШульцМарианна Шульц
Supporting Cast
Редактировать
Алексей ВертковАлексей Вертков
Supporting Cast
Редактировать
Сергей БарковскийСергей Барковский
Supporting Cast
Редактировать
Сергей СеровСергей Серов
Supporting Cast
Редактировать
Вера ВоронковаВера Воронкова
Grinberg
Редактировать
Федор СмирновФедор Смирнов
актер
Редактировать
Чарли ХюбнерЧарли Хюбнер
Gustav Lemke
Редактировать
Сергей ГрековСергей Греков
Supporting Cast
Редактировать
Валентин ВарецкийВалентин Варецкий
актер
Редактировать
Олег ЖилинОлег Жилин
Supporting Cast
Редактировать
Алла КазанскаяАлла Казанская
Lidiya Stepanovna
Редактировать
Сергей ПлотниковСергей Плотников
Supporting Cast
Редактировать
Александр ДавыдовАлександр Давыдов
Shtrafnik
Редактировать
привязать еще персону привязать еще персонупривязать еще персону