• 0
  • 2
  • 0
  • 0
  • 1
  • 0

Оттепель

Многосерийный фильм, снятый в 2013 году

Оттепель

Этот фильм на

Поделитесь ссылкой

Фильм на Кинопоиске

Студия «Мосфильм», 1961 год. Виктор Хрусталев — молодой, талантливый оператор. Однажды он выпивал со своим другом-сценаристом Костиком в общаге ВГИКА. И нужно же было такому случиться, Костя выпал из окна и погиб. После его смерти он обнаруживает сценарий, который не был в свое время утвержден, и понимает, что это совершенно чумовая вещь. Он мечтает снять по этому сценарию фильм. На похоронах он встречается с режиссером Егором Мячиным. И вскоре им подвернулась возможность вместе поучаствовать на съемках картины под названием «Девушка и бригадир». Присутствует в картине и любовная интрига. Виктор и Егор поочередно встречаются со студенткой химфака МГУ Марьяной, которая попадает на их же картину в качестве главной актрисы. Чтобы показать колорит тех времен, в завершении каждой серии звучат стихи и песни той эпохи.

Студия «Мосфильм», 1961 год. Виктор Хрусталев — молодой, талантливый оператор. Однажды он выпивал со своим другом-сценаристом Костиком в общаге ВГИКА. И нужно же было такому случиться, Костя выпал из окна и погиб. После его смерти он обнаруживает сценарий, который не был в свое время утвержден, и понимает, что это совершенно чумовая вещь. Он мечтает снять по этому сценарию фильм. На похоронах он встречается с режиссером Егором Мячиным. И вскоре им подвернулась возможность вместе поучаствовать на съемках картины под названием «Девушка и бригадир». Присутствует в картине и любовная интрига. Виктор и Егор поочередно встречаются со студенткой химфака МГУ Марьяной, которая попадает на их же картину в качестве главной актрисы. Чтобы показать колорит тех времен, в завершении каждой серии звучат стихи и песни той эпохи.

свернуть

Фильм в Википедии

«О́ттепель» — российский двенадцатисерийный телесериал режиссёра Валерия Тодоровского, производства киностудии «Мармот-фильм». Премьерный показ сериала состоялся на российском Первом канале со 2 декабря 2013 года по 10 декабря 2013 года.

Герои сериала — советские кинематографисты, жившие в 1960-х годах, когда начинал работу Пётр Тодоровский — отец режиссёра.

«Этот фильм, конечно, посвящён ...

узнать больше

«О́ттепель» — российский двенадцатисерийный телесериал режиссёра Валерия Тодоровского, производства киностудии «Мармот-фильм». Премьерный показ сериала состоялся на российском Первом канале со 2 декабря 2013 года по 10 декабря 2013 года.

Герои сериала — советские кинематографисты, жившие в 1960-х годах, когда начинал работу Пётр Тодоровский — отец режиссёра.

«Этот фильм, конечно, посвящён моему папе и его друзьям, многие из которых уже ушли, их не так много осталось. А это были фантастические люди, и они прожили фантастически яркую жизнь».

режиссёр Валерий Тодоровский

Сюжет[править | править исходный текст]

Время действия — 1961 год. Кинооператор Виктор Хрусталёв попадает в сложную ситуацию. Он как-то замешан в гибели друга, талантливого сценариста Кости Паршина, который покончил с собой во время запоя, и органы пытаются при помощи этой истории расправиться со слишком независимым человеком. Хрусталёву надо снять колхозную комедию «Девушка и бригадир», чтобы получить разрешение сделать фильм по замечательному сценарию, оставшемуся после погибшего сценариста. Этот сценарий хочет поставить молодой режиссёр Егор Мячин. Хрусталёв устраивает его стажёром к маститому режиссёру Кривицкому на колхозную комедию. В этом же фильме снимаются бывшая жена Хрусталёва, Инга, и его молоденькая возлюбленная Марьяна, в которую влюбляется и Егор Мячин.

История создания[править | править исходный текст]

Идея снять сериал появилась у Валерия Тодоровского, когда он познакомился с Мэттью Вайнером (англ.)русск., создателем культового американского сериала «Безумцы» (англ. Mad Men) о буднях рекламного агентства в 60-е годы XX века. На вопрос: откуда взялся его сериал, Мэттью Вайнер ответил, что его папа был рекламщиком, он вырос в этой среде. Валерий Тодоровский вырос в среде кинематографистов, и он решил снять сериал, основываясь на жизни отца (оператора и режиссёра Петра Ефимовича Тодоровского) и людей, окружавших его. «Я не снимал двенадцать серий про политическое явление. Мне было интересно снимать про людей, про их ощущения», отмечает режиссёр. Но в картине нет конкретных людей, режиссёр пользовался некими архетипическими, мифологическими в киношном мире характерами и смешивал их так, чтобы можно было только угадывать какие-то черты определённых личностей. По словам Тодоровского, в образе директора киностудии есть черты директора «Мосфильма» Сизова (в прошлом — генерала МВД), замминистра кинематографии Павлёнка (в прошлом — белорусского партизана) и режиссёра Пырьева, в образе кинооператора Хрусталёва есть черты операторов Рерберга, Княжинского, Юсова и Лебешева, в образе режиссёра-стажёра Мячина — много от молодого Эльдара Рязанова времён «Карнавальной ночи».

«Один из самых интересных вызовов для меня в этом фильме заключался в том, что я хотел сделать фильм про сложных, противоречивых людей. Там нет хороших и плохих. Они все и хорошие, и плохие, и замечательные и ужасные, и лживые, и очень честные, и при этом с принципами, но способные на предательство. Я хотел сделать фильм про сложных людей»

режиссёр Валерий Тодоровский

Валерий Тодоровский уже обращался в своём творчестве к времени 60-х — в 1993 году по его сценарию была снята картина «Над тёмной водой» режиссёра Дмитрия Месхиева. В титрах стояло посвящение «поколению наших отцов», но представители шестидесятников оскорбились, увидев в фильме издёвку и насмешку над их молодостью. Сюжет и герои балансировали между «Заставой Ильича» и «Июльским дождём». Спустя двадцать лет Тодоровский вновь вернулся к этой эпохе — эпохе юности своих родителей. Журналист Ксения Ларина отмечает, что его сегодняшний взгляд на время и на людей в нём — совсем иной, без стёба, без желания высмеять и призвать к ответу, без предъявления счёта, без попытки обвинения.

Валерий Тодоровский впервые выступил в качестве режиссёра-постановщика телесериала (до этого он только продюсировал телевизионные сериалы и снимал полнометражные художественные фильмы).

Сценарий писался полтора года, а сняли все 12 серий всего за три месяца. Натурные съёмки проходили в Минске. Там проще делать фильмы, действие которых разворачивается в советские годы, меньше рекламы и прочих примет времени. Чтобы точнее передать ощущения 60-х, художником-постановщиком и художником по костюмам была проделана большая работа.

В ролях[править | править исходный текст]

АктёрРоль
Евгений ЦыгановВиктор Сергеевич Хрусталёвкинооператор Виктор Сергеевич Хрусталёв
Александр ЯценкоЕгор Ильич Мячинкинорежиссёр-стажёр Егор Ильич Мячин
Виктория ИсаковаИнга Витальевна Хрусталёваактриса Инга Витальевна Хрусталёва
Анна ЧиповскаяМарьяна Пичугина Марьяна Пичугина
Михаил ЕфремовФёдор Андреевич Кривицкийкинорежиссёр Фёдор Андреевич Кривицкий
Нина ДворжецкаяРегина Марковнавторой режиссёр Регина Марковна
Владимир ГостюхинСемён Васильевич Прониндиректор киностудии Семён Васильевич Пронин
Яна СекстеЛюся Полынинакинооператор Люся Полынина
Светлана КолпаковаНадяжена Кривицкого Надя
Павел ДеревянкоГеннадий Петрович Будникактёр Геннадий Петрович Будник
Евгений ВолоцкийСанчабрат Марьяны Санча
Василий МищенкоЦанинследователь Цанин
Андрей СмирновСергей Викторович Хрусталёвотец Виктора Сергей Викторович Хрусталёв
Лариса МалеваннаяЗоя Александровнабабушка Марьяны Зоя Александровна
Ольга ШтырковаАсядочь Хрусталёвых Ася
Евгения Хиривская (Брик)Лариса Лариса
Фёдор ЛавровКостя Паршинсценарист Костя Паршин
Надежда МаркинаОльга Филипповнахудожник по костюмам Ольга Филипповна
Валерий Тодоровскийкинорежиссёр кинорежиссёр
Дута СхиртладзеГия Ревазович Таридзедиректор фильма Гия Ревазович Таридзе
Анна КотоваЛидагримёр Лида
АктёрРоль
Константин ЧепуринАркадий Владимирович Сомовреквизитор Аркадий Владимирович Сомов
Виктор ХоринякРусланактёр Руслан
Виктор ДобронравовПётрстарый друг Хрусталёва Пётр
Софья КаштановаСофи ЛоренСофи Лорен
Сергей Бондарчук (младший)Сергей БондарчукСергей Бондарчук
Никита ЕфремовОлег ЕфремовОлег Ефремов
Антонина ПапернаяТатьяна СамойловаТатьяна Самойлова
Александр Суцковерадвокат
Паулина АндрееваДинапевица Дина
Светлана НикифороваЖенягримёр Женя
Анастасия ПрокофьеваЕленакостюмер Елена
Елена Мельниковасотрудница Дома моделей
Ольга КлебановичЛидия Ивановнасекретарша Пронина Лидия Ивановна
Нино КантарияНина Хрусталёвамачеха Виктора Нина Хрусталёва
Анастасия ПоповаОксанаактриса Оксана
Федот ЛьвовДыняреквизитор Дыня
Андрей ЗаводюкПавеллюбовник Инги Павел
Андрей Душечкинсвидетель-звукооператор
Виктор МолчанСергеймуж Регины Марковны Сергей
Анастасия Жарковапомреж («хлопушка»)
Андрей Дударенкочлен худсовета
В эпизодах[править | править исходный текст]


Съёмочная группа[править | править исходный текст]

  • Режиссёр-постановщик — Валерий Тодоровский
  • Авторы сценария — Валерий Тодоровский, Алёна Званцова, Дмитрий Константинов
  • Операторы-постановщики — Иван Гудков, Фёдор Лясс
  • Художник-постановщик — Владимир Гудилин
  • Композитор — Константин Меладзе
  • Художник по костюмам — Владимир Купцов
  • Художник по гриму — Ирина Мельникова, Елена Соколова
  • Звукорежиссёры — Олег Шлосс, Алексей Майсеенко
  • Режиссёр монтажа — Алексей Бобров
  • Второй режиссёр — Ирина Третьякова
  • Ассистент режиссёра по актёрам — Татьяна Талькова
  • Хореограф — Олег Глушков
  • Продюсеры — Валерий Тодоровский, Максим Коропцов, Елена Кожанова

Музыкальное сопровождение[править | править исходный текст]

Специально для телесериала «Оттепель» музыку и песни написал композитор Константин Меладзе.

Во время работы над музыкой к фильму он постарался войти в роль кинокомпозитора конца 1950-х—начала 1960-х годов. Для этого он прослушал очень много советской музыки тех времён, которая во времена «оттепели» была на редкость «фирменной». Но в большей степени, по его словам, он ориентировался на творчество итальянского композитора Нино Рота. Примерно такая музыка звучала тогда в итальянских и советских фильмах. Советская эстрадная музыка, считает Меладзе, вообще была ближе всего к западной именно в 1960-е годы. Тогда были невероятно стильные и раскованные артисты, такие как певица Лариса Мондрус и другие кумиры тех лет. Позже, когда период «оттепели» закончился, за музыкой стали следить, стали держать её под контролем.

В фильме «Оттепель» звучит много инструментальной музыки, для записи которой Константину пришлось искать аутентичные синтезаторы, электроорганы, барабаны, которых очень много в аранжировках. Во время студийного сведения звук был слегка «испорчен», чтобы он не был таким лощёным, как сейчас, и приобрёл «ламповое» звучание. Кроме того, в саундтреке использованы гитарные импровизации Тодоровского-старшего.

Помимо инструментальной музыки Константин Меладзе написал две песни к фильму. Сначала композитор пробовал записывать их с известными профессиональными вокалистами, как и в фильме «Стиляги». Но пение современных исполнителей, по мнению Меладзе, не ложилось в кино Валерия Тодоровского. В его фильмах нужно петь актёрски: не голосом, а душой. Так что здесь, как и в «Стилягах», поют в основном те, кто играют роли:

  • «Оттепель» (музыка и слова Константина Меладзе) — исполняет актриса Паулина Андреева.
  • «Нет для любви преград» (музыка и слова Константина Меладзе) — исполняют актёры Виктория Исакова (солирует), Анна Чиповская, Таша Круз, Марина Литвинова, Рубен Толмачёв, Константин Меладзе.

Также в сериале звучат песни конца 1950-х—начала 1960-х годов:

Соответствие эпохе[править | править исходный текст]

«Я снимал не документальный фильм, а миф! Но миф, очень похожий на правду. Главное — дух той поры». «Оттепель» — это не реалистичное отражение 60-х, а ощущения от той эпохи, наше понимание легенды. Поэтому фильм такой красивый чисто с визуальной точки зрения".

режиссёр Валерий Тодоровский

Для фильма было пошито более сотни костюмов, и какое-то количество вещей было куплено в антикварных магазинах и на блошиных рынках. Эти костюмы служили эталоном, с них «подсматривались» технология, силуэт, ткани, обработка, форма того или иного платья.

«Мы старались, чтобы они полностью соответствовали духу того времени, но режиссёром была поставлена определенная задача: „Мне бы хотелось, чтобы это было красиво! Мне не нужна абсолютная документальность и глубокие изыскания на тему того, что тогда действительно носили“. То есть имелось в виду, что в жизни могло быть беднее, серее, проще. Но у нас это должно быть в первую очередь красиво».

художник по костюмам Владимир Купцов

Больше всего нарядов было у двух главных героинь — Анны Чиповской и Виктории Исаковой. У каждой из них было порядка 25 нарядов. По словам Анны Чиповской, для создания атмосферы у актрис под платьями были все атрибуты — белье шестидесятых, с поясом, с чулками. Экипировка сложнейшая для ношения каждый день, но помогала создавать нужный силуэт". Художники нашли в хорошем состоянии настоящие антикварные корсеты, лифчики, трусы того времени, подчеркивающие фигуру. Актрисы с радостью надевали это бельё. И даже когда не было откровенных сцен предпочитали вниз надевать именно его.

Красный «Москвич», на котором разъезжает Виктор Хрусталёв, — точно такой же, какой был у Петра Тодоровского. Валерий Тодоровский вспоминает, что денег не хватало, жили в коммуналке, но Пётр Ефимович всё равно купил машину. А в компаниях родителей, которые собирались у них дома — половина была в белых брюках и модных очках .

Критика и отзывы[править | править исходный текст]

Киновед Юрий Богомолов отмечает вал претензий и неудовольствий, высказанных в соцсетях ещё до окончания показа сериала. «„Оттепель“ терзают на предмет исторической подлинности. Покрой одежды не тот, и сама одежда не та, и вешалка, что в прихожей у Хрусталёва — из Икеи. Курили, мол, не так дымно, пили не столь интенсивно. Герои не похожи на своих прототипов. И так далее… Даже очень взрослые люди с гуманитарным образованием не всегда могут смириться с условностью художественного изображения. У одних не получается психологически преодолеть рампу, другие ни в какую не соглашаются с её иллюзорностью».

Киновед Витта Рамм отмечает типажную достоверность артистов Светланы Колпаковой, Яны Сексте, Александра Яценко, Василия Мищенко в ретро-сказке Тодоровского. Но главные героини, на её взгляд, всё-таки не из того времени. Посмотрев 6 серий фильма, Витта Рамм отмечает слабое развитие характера главного героя.

Телеобозреватель Ирина Петровская в своей статье «Научимся ли мы когда-нибудь смотреть кино просто как зрители?» отмечает поток безапелляционных высказываний критиков «Оттепели» об обнаруженных несоответствиях, словно речь идет не о художественном, а о документальном произведении, и словно эти несоответствия лично оскорбляют их чувства. По мнению Ирины Петровской, Валерий Тодоровский «снял отличное и глубоко личное кино, в котором передал, как помнил, атмосферу того времени, взаимоотношения людей того времени, конфликты и проблемы того времени. И в этом кино, если смотреть его внимательно и без изначальной предубежденности, есть все: и война в анамнезе большинства героев, и политика, и драма художника, вынужденного идти или не идти на компромисс с самим собой и с системой, и любовь, и счастье».

Журналист Ксения Ларина отмечает идеальный подбор актёров, тщательную разработку каждого персонажа и особое чувство сопричастности, с которым воссоздана эта почти мифологическая эпоха.

Дмитрий Быков видит главное достоинство сериала в том, что Валерий Тодоровский не стал сосредотачиваться на жизни большинства, а взял только киношную среду, досконально ему известную, и на её примере показал, что происходило в то время.

Тема курения[править | править исходный текст]

Среди претензий, предъявляемых к сериалу часто упоминаются многочисленные сцены с курением. Так Ассоциация «Здоровые регионы» (Тверь) подала жалобы в Останкинскую межрайонную прокуратуру города Москвы и Роскомнадзор по фактам нарушения федеральных законов Первым каналом российского телевидения. В заявлении говорится, что никаким художественным замыслом объяснить столь частую демонстрацию курения в фильме «Оттепель» невозможно, и тем самым нарушается требования Федерального закона Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Автор жалобы намерен привлечь к ответственности Тодоровского за каждую показанную в кадре затяжку.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский тоже возмущен тем, что на Первом канале в прайм-тайм показывают сериал, в котором герои беспрерывно курят и пьют, и предложил убрать его из эфира.

5 декабря 2013 года «Первый канал» в программе «Вечерний Ургант» показал пародию «Вечерняя оттепель».

7 декабря 2013 года режиссёр Марк Захаров поделился своим впечатлением от просмотренных серий: «Из своего кинематографического опыта я знаю: часто бывает, режиссёр и актёр не знают, что делать. Тогда они закуривают. А бывает, покурят-покурят да и выпьют. Глядишь, и дело само сдвинулось с мёртвой точки. Но если бы я снимал картину о кинематографе, таких сцен избегал бы. Или чередовал их и содержательные эпизоды. Иначе возникает ощущение, что создателям картины нечего сказать».

«„Оттепель“ в стихах»[править | править исходный текст]

Незадолго до начала показа сериала «Первый канал» запустил проект «„Оттепель“ в стихах» — серию роликов, в которых актёры сериала читают стихи поэтов той поры.

  • «По несчастью или к счастью, истина проста…» Геннадия Шпаликова читает Михаил Ефремов.
  • «Людей теряют только раз» Геннадия Шпаликова читает Александр Яценко.
  • «Прощай, Садовое кольцо» Геннадия Шпаликова читает Евгений Цыганов.
  • «Из глубины моих невзгод…» Беллы Ахмадулиной читает Виктория Исакова.
  • «В тот месяц май…» Беллы Ахмадулиной читает Анна Чиповская.

свернуть