• 3
  • 45
  • 4
  • 0
  • 8
  • 1

Интердевочка

Intergirl

Экранизация в жанре «драма», продолжительностью 2 часа 31 минута, снятая в 1989 году в СССР и Швеции на русском языке

Интердевочка

Поделитесь ссылкой

Фильм на Кинопоиске

Валютная проститутка мечтает вырваться из замкнутого круга — выйти замуж за иностранца, уехать заграницу и стать респектабельной дамой. Но получив все, о чем мечтала, понимает, что не хватает самого главного — может быть, счастья

Валютная проститутка мечтает вырваться из замкнутого круга — выйти замуж за иностранца, уехать заграницу и стать респектабельной дамой. Но получив все, о чем мечтала, понимает, что не хватает самого главного — может быть, счастья

свернуть

Фильм в Википедии

Интердевочка — художественный фильм-драма Петра Тодоровского по одноимённой повести Владимира Кунина. Совместное производство СССР и Швеции. Один из самых популярных фильмов времен перестройки и один из лидеров советского проката 1989 года.

Премьера состоялась в январе 1989 года.

Сюжет

Шведский клиент валютной проститутки и одновременно медсестры из Ленинграда Тани Зайцевой неожиданно ...

узнать больше

Интердевочка — художественный фильм-драма Петра Тодоровского по одноимённой повести Владимира Кунина. Совместное производство СССР и Швеции. Один из самых популярных фильмов времен перестройки и один из лидеров советского проката 1989 года.

Премьера состоялась в январе 1989 года.

Сюжет

Шведский клиент валютной проститутки и одновременно медсестры из Ленинграда Тани Зайцевой неожиданно делает ей предложение руки и сердца. После очередной беседы в милиции, она с радостной вестью возвращается домой к матери, которая думает, что её дочь всего лишь медсестра. Таня не скрывает, что она выходит замуж не по любви, а потому что хочет иметь квартиру, машину, деньги и мечтает «посмотреть мир своими глазами». В разговоре с матерью она доказывает, что проституция свойственна всем профессиям: «все продают себя». Однако мать и представить себе не может, что Татьяна торгует собой в прямом смысле слова.

Бывший клиент, а теперь жених Тани Эд Ларсен (в книге Эдуард Ларсен) — это пропуск Тани в западный мир грёз. Однако на её пути встает советская бюрократия: для выезда в Швецию Тане необходимы справки. Самой тяжёлой ценой ей достается справка от отца, которого она уже не видела 20 лет. Он требует 3 тысячи рублей — огромные деньги по тем временам. Тане приходится вновь заняться проституцией, чтобы добыть эти деньги.

Швеция очень быстро наскучивает героине. Единственной отдушиной для неё становится русский водитель-дальнобойщик, работающий в «Совтрансавто», через которого она пересылает подарки своей маме в Ленинград. Шведские «друзья» ни на миг не забывают, как зарабатывала Таня в СССР. Она мечтает навестить свою мать. Тем временем подруга-проститутка сообщает Тане по телефону, что в СССР на неё заведено дело по статье «спекуляция» (за незаконные операции с валютой была другая статья, с очень строгими санкциями) за незаконный обмен валюты. Следователи приходят к Таниной маме и открывают тайну высоких заработков её дочери. Морально сломленная мать-учительница пытается покончить с собой, отравившись бытовым газом в своей квартире в Весёлом посёлке, на Дыбенко, 32. Лялька чувствует запах газа на площадке, врывается в квартиру, выбивает окно и поднимает тревогу. В этот момент в Швеции Татьяна «шестым чувством» понимает, что случилось что-то страшное. В панике она «прыгает» в машину, едет в аэропорт, попадает в аварию и погибает. Драматизм финального эпизода усиливает русская народная песня «Бродяга» («По диким степям Забайкалья…»), являющаяся лейтмотивом фильма.

В ролях

Съёмочная группа

История создания

Одним из заметных событий перестроечной жизни СССР стала публикация повести Владимира Кунина «Интердевочка» в журнале «Аврора» в 1988 году. Писатель провёл серьёзное исследование о профессиональной деятельности проституток и в течение нескольких месяцев следил за их работой в одной из ленинградских гостиниц. Рабочее название повести было «Проститутка». Редакция не решилась печатать повесть со столь скандальным заголовком, и Кунин заменил его на эвфемизм «интердевочка». Впоследствии этот неологизм прочно вошёл в русский язык.

Повесть вызвала бурную реакцию у читающей аудитории, редакция получила большое количество откликов, и стало понятно, что экранизация повести может иметь успех. Владимир Кунин предложил сценарий по мотивам повести Мире Тодоровской, и материал произвёл на неё впечатление. Она уговорила своего мужа Петра Тодоровского режиссировать фильм, хотя этот выбор был несколько неожиданным. Пётр Тодоровский, бывший фронтовик, известный своими картинами на военную тематику, имел репутацию профессионала, режиссёра с независимым и своеобразным взглядом в искусстве, но даже для него снять фильм о проститутке было смелым шагом.

Картина «Интердевочка» — один из первых примеров советского фильма, который снимался не на государственные деньги. Мира Тодоровская начала осваивать специальность продюсера — новую для зарождающегося кинорынка СССР. Часть денег на съёмки удалось найти у шведского партнёра Filmstallet AB, оставшуюся часть вложила студия «Мосфильм» .

Подбор актёров

Основная проблема при подборе актёров возникла с исполнительницей главной роли. Основным кандидатом на роль первоначально была Татьяна Догилева — именно «под неё» писал сценарий Кунин. Но и она, и Наталья Андрейченко режиссёра не устроили. Приглашение на роль послали даже Катаржине Фигуре (Польша), но договориться с ней не удалось. После полугода подбора кандидатов выбор создателей картины остановился на Елене Яковлевой.

Как считает театральный режиссёр Андрей Житинкин, Елена Яковлева прежде всего произвела впечатление своей ролью в Театре имени Ермоловой в его спектакле «Снег недалёко от тюрьмы», по пьесе Н. Климонтовича: она играла Проститутку-лимитчицу, похожую на будущий образ Тани Зайцевой .

Тодоровскому поначалу казалось, что актриса не соответствует представлению о валютной проститутке — прежде всего, по внешним данным. Чтобы подчеркнуть фигуру, пришлось подложить под платье поролон. После кинопроб режиссёр удостоверился в правильности своего выбора.

Съёмки

Картина снималась в Ленинграде (в гостинице «Прибалтийская») и в Швеции. Съёмки прошли очень быстро — в течение трёх месяцев, летом 1988 года .

Создатели картины, имея валютный бюджет, позволили себе использовать киноплёнку «Kodak», что в советское время было прерогативой избранных режиссёров. Модные туалеты для героини в условиях тотального советского дефицита приобретали в Швеции.

Самые большие сложности возникли с постельными сценами. Яковлева категорически отказалась сниматься в обнажённом виде, и съёмочной группе пришлось пойти на различные ухищрения и монтаж. В итоге в картине собственно нет ни одной по-настоящему рискованной сцены.

Режиссёр планировал снять в картине финал, отличающийся от трагической концовки повести. Однако, как утверждает Тодоровский, ему пришлось оставить трагический финал с гибелью главной героини по настоянию кинематографического руководства.

Для шведской стороны был специально смонтирован односерийный вариант с другой концовкой. В ней оставался открытый финал — героиня уезжает на машине в неизвестность. Впрочем, в прокат этот вариант так и не попал, шведский партнёр «Мосфильма» обанкротился.

Критика и значение

Наряду с «Маленькой Верой», картина стала одной из первых в СССР, где были затронуты табуированные темы. Хотя фильм в итоге получился достаточно целомудренным, вызов существующей системе прозвучал отчётливо . Сценарий эксплуатирует сюжет, ставший впоследствии стереотипным для советского и российского кинематографа. По мнению критика Александра Фёдорова (журнал «Видео-Асс Экспресс»), «Интердевочка» наглядно демонстрирует то, что эротика на отечественном экране так никогда и не стала самостоятельным жанром, выполняя вспомогательную роль, и всегда несла некую идеологическую и социальную нагрузку. Фильм внёс свою лепту в формирование нового женского образа на экране. Главная героиня не мать и не любимая, а скорее эмансипированный образ женщины, которая сама распоряжается своей судьбой и профессией.

В фильме эффектно противопоставлены два мира: разлагающийся советский мир неустроенности, зависти, семейных скандалов, нагловатых подростков и разбитых надежд и стабильный комфортный западный мир (особенно это выражается в сцене, где один из клиентов Таньки требует, чтобы она снова оказывала ему сексуальные услуги, а получив отказ, добропорядочный семьянин пытается её изнасиловать). На границе этих двух миров живут валютные проститутки. Фильм внёс свой вклад в мифологизирование профессии валютной проститутки. Как показывали социологические опросы среди советских школьников в 1989 году, профессия валютной проститутки входила в десятку самых престижных, 35-40 % московских школьниц на протяжении нескольких лет после просмотра фильма «Интердевочка» упорно мечтали стать путанами.

Несмотря на сложность затронутой темы, Тодоровскому удалось снять фильм как вневременную и не привязанную к конкретным обстоятельствам драму. Героиня любой ценой хочет вырваться из среды, где она вынуждена совмещать противоречивые профессии медсестры и проститутки. Но оторваться полностью от привычной среды оказывается невозможно.

Владимир Кунин считал свою книгу довольно посредственной, а трактовка Тодоровским его сценария и картина в целом ему не понравились. По мнению писателя, она оказалась слишком затянутой и с неправильно расставленными акцентами. Рассорившись с режиссёром, он покинул съёмки картины.

Фильм «Интердевочка» пользовался успехом у советских зрителей (свыше 40 млн зрителей в 1989 году), был продан для проката за рубеж. Был отмечен на советских и международных кинофестивалях.

Критик журнала «Киноведческие записки» Леонид Козлов так отозвался о фильме (декабрь 1989 года):

«Этот несовершенный фильм, фильм со множеством изъянов, провалов, слабостей, натяжек и т. п. — я тем не менее оцениваю как явление очень серьёзное и симптоматичное. И мне кажется необходимым разглядеть то лучшее, что в данной картине есть. Не только потому, что успех этого фильма во многом определяется убеждающей работой прекрасной актрисы, но главным образом потому, что в этом фильме есть большой внутренний заряд элементарного, глубоко прочувствованного человеческого отношения к предмету изображения — к человеку на экране — и к человеку в зрительном зале».

Техника в фильме

Призы и премии

  • 1989 — Елена Яковлева лучшая актриса года по версии журнала «Советский экран».
  • 1989 — премия «Ника» лучшей актрисе (Елена Яковлева).
  • 1989 — премия Токийского кинофестиваля
    • лучшей актрисе (Елена Яковлева).
    • специальный приз жюри фестиваля (Пётр Тодоровский) .

DVD диск

  • Дистрибьютор: «Крупный План»
  • Формат: DVD (PAL), длительность 143 мин.
  • Региональный код: 0 (All)
  • Звуковые дорожки:
    • Русский Dolby Digital 5.1
    • Русский Dolby Digital 1.0 Mono
  • Формат изображения: Standard 4:3 (1,33:1).

свернуть

В ролях

Зиновий ГердтЗиновий Гердт
главный врач больницы
Редактировать
Ингеборга ДапкунайтеИнгеборга Дапкунайте
"Киса"
Редактировать
Любовь ПолищукЛюбовь Полищук
Зина Мелейко
Редактировать
Елена ЯковлеваЕлена Яковлева
Татьяна
Редактировать
Ирина РозановаИрина Розанова
Сима-Гулливер (Серафима Аркадьевна)
Редактировать
Мария ВиноградоваМария Виноградова
Сергеевна
Редактировать
Анастасия НемоляеваАнастасия Немоляева
Лялька
Редактировать
Евгений Леонов-ГладышевЕвгений Леонов-Гладышев
актер
Редактировать
Сергей БехтеревСергей Бехтерев
официант
Редактировать
Всеволод ШиловскийВсеволод Шиловский
Николай Зайцев, отец Тани
Редактировать
Лариса МалеваннаяЛариса Малеванная
Алла Зайцева
Редактировать
Минтай УтепбергеновМинтай Утепбергенов
японец
Редактировать
Игорь ВетровИгорь Ветров
Анатолий Андреевич Кудрявцев, капитан «спецуры»
Редактировать
Анна ФроловцеваАнна Фроловцева
офицер ОВИРа
Редактировать
Мартиньш ВилсонсМартиньш Вилсонс
Виктор, шофёр-дальнобойщик
Редактировать
Геннадий СидоровГеннадий Сидоров
Женя, лейтенант «спецуры»
Редактировать
Валерий ХромушкинВалерий Хромушкин
Володя, профорг
Редактировать
привязать еще персону привязать еще персонупривязать еще персону